Автор Роман Юрьев
Постоянный адрес статьи: http://www.moneyblog.ru/archives/917
Что такое хорошо, а что такое плохо – именно с этих категорий начинается процесс воспитания полугодовалого малыша. С родителями ребенок проходит «вводный» в жизнь курс: мы рассказываем ему обо всем окружающем (о природе, о погоде, о человеке, о животных и так далее), своим примером показываем, как необходимо поступать в тех или иных ситуациях и, конечно же, воспитываем. Со временем на голову мам и пап, бабушек и дедушек обрушиваются тысячи вопросов различной сложности, требующие доступного и простого ответа, который зачастую найти непросто. Естественно, теме денег отводится далеко не последнее место в столь важных дискуссиях со своими чадами. Вы ошибаетесь, если считаете, что 4-5-летний ребенок еще мал для обсуждения таких серьезных тем, и переводите разговор в другое русло или отвечаете односложно. Ни в коем случае не затягивайте с просвещением малышей относительно такой важной жизненной составляющей как финансы, так как позже уже вряд ли получится достучаться до сознания подростка, которое будет ограждено стеной юношеского максимализма и уверенностью, что «старики» ни черта не смыслят в жизни.
Вот важнейшие аспекты, которые, как советуют детские психологи, необходимо привить ребенку в возрасте 3-5 лет:
Деньги можно накопить или потратить. Последнее объяснить малышу не сложно. Достаточно в магазине дать ему самостоятельно рассчитаться с «тетей кассиром», при этом, не забыв объяснить, что взамен отданной денежки он получает сок, пирожное или другой товар. Повторив такую операцию несколько раз, 3-летний малыш все поймет. Более того, ему это будет очень интересно. Мой сын даже требовал поначалу, чтобы именно он «отдавал денежку тете кассиру». Кода ребенок стал постарше, его уже больше стал интересовать результат торговой сделки, то есть сам товар, но урок он усвоил хорошо.
Итак, малыш уже имеет представление о деньгах и о возможности их потратить, понимает, что все те игрушки, которыми он обладает, а также одежда и еда – все это покупается. Наступает время довести до сознания ребенка об альтернативном варианте использования денег – об их накоплении. Простейшее и интереснейшее занятие – завести копилку и предоставить ребенку возможность откладывать туда деньги «на потом». Мой ребенок собирал деньги для поездки на море, естественно она оплачивалась за счет родителей, но такие статьи расходов как видеоигры, батуты и тому подобные детские развлечения оплачивалось им из своего собственного кошелька. Так как он уже умел считать до 20-ти, а простейшие математические вычисления совершались при помощи родителей, ребенок понимал на какие развлечение денег хватит, а от каких следует отказаться. Ну, а дальше начинается следующий этап финансового обучения дошкольников.
Накопление должно быть привычкой. Для начала стоит объяснить ребенку различие в стоимости товаров, что я и сделал на примере сравнения следующим образом: бутылочка сока или маленькая китайская игрушка стоят не дорого, а здоровенный джип на радиоуправлении – очень дорогой. Очень много бутылок с соком стоят столько, сколько и электронная игрушка, для приобретения которой денег необходимо поднакопить. И вот ребенок уже вполне осознанно собирает деньги на джип, потом на новый конструктор, на рыцарский набор (щит, меч, латы – все пластиковое естественно) и т. д. Накопление средств должно войти для малыша в привычку.
Потратив деньги, их уже не вернешь. Детям кажется, что деньги – это постоянно возобновляемый ресурс, источником которого являются кошельки родителей или банкоматы. Не стоит продлять их сладкое неведение, ребенок должен понимать, что потраченные средства уже не вернешь. Для этого можно завести малыша в магазин типа «все по $1», выдать ему одну долларовую купюру, и пусть он сам себе выберет предмет покупки и сам же за него расплатится. Поначалу чадо будет удивлено, что не может купить за одну и ту же «денежку» несколько заинтересовавших его предметов, а затем поймет, что потраченных денег уже не вернешь.
При вложении (трате) средств всегда стоит проблема выбора. Может показаться, что дошкольнику тяжело будет объяснить это, но на самом деле все довольно просто. Частично он понимает данную истину еще на предыдущем этапе. Ну, а дальнейшее развитие идея получает, если в определенный срок, допустим еженедельно, давать ребенку некоторую сумму денег, своего рода пособие. Потратив все деньги на какую-нибудь игрушку в первый же день, и захотев новую буквально на следующий, он поймет, что придется несколько дней подождать. После того, как данный опыт повторится несколько раз, малыш уже начнет задумываться о том, что надо все-таки делать выбор, а не бездумно тратить все на первую заинтересовавшую вещь. В дальнейшем можно увеличить промежуток между выдачей денег на личные расходы до 2 недель и даже до месяца. Такая практика подстегнет детей к более детальному планированию.
Не надо верить телевизионной рекламе. Здоровый скепсис в отношении рекламы необходим не только взрослому человеку, но и ребенку и чем раньше привить ему это чувство, тем лучше. Начать можно с простого – научите малыша отличать рекламу от всех остальных ТВ-передач. Затем уже можно начинать объяснять подрастающему поколению, что одна из функций рекламы – это продажа потребителям тех вещей, что им в принципе не нужны. К тому же далеко не всегда товар оказывается настолько качественный, насколько это показано в рекламе.
Не забывайте, что серьезное выражение лица и наставительный тон отобьет у ваших детей любое желание внимать всем вашим поучениям. Пусть обучение будет происходить в свободной веселой обстановке: игры, красочные книжки, песни, смешные свинки-копилки – вот прекрасные инструменты обучения. Кроме того, не упускайте полезных для обучения моментов. Повседневная жизнь предоставляет массу ситуаций, когда с малышом можно поговорить о деньгах. Пришли с ребенком в супермаркет расскажите ему, что это у вас в руках за список, и почему его стоит придерживаться. Почему по возможности надо покупать необходимые предметы, а не все что хочется. В банке поведайте малышу в доступной форме про накопительный счет. Главное – проявлять фантазию, набраться терпения и не жалеть времени для посвящения его своему любимому чаду.
«Даже глупец, который хоть что-то делает, без усилий обойдет пассивного гения.» Роб Тейлор
пятница, 14 сентября 2007 г.
Финансовая грамотность для дошкольников.
Автор: Меня зовут Михаил, хотя известен я больше как Smeet. на 10:41
Ярлыки: деньги, дети, дошкольник, малыш, педагогика, финансовая грамотность, финансы
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Ребята, если уж вы дошли до сюда, признайтесь, откуда пришли и каких материалов ждете.
Всё-таки очень хочется обратной связи с читателями.
Оставьте комментарии и пишите мне лично.
Mailto smeet007(at)bk.ru
С уважением к вашему терпению и любознательности,
Груздев Михаил.
Комментариев нет:
Отправить комментарий