«Даже глупец, который хоть что-то делает, без усилий обойдет пассивного гения.» Роб Тейлор

понедельник, 9 ноября 2009 г.

Нужны ли бизнесу… бизнес-консультанты?

«Критиковать легко, сделать самому что-нибудь трудно».© У.Черчилль.

А народная мудрость говорит ещё проще: «Кто умеет делать — делает, а кто не умеет — учит.»

Начну, как всегда издалека. Любой практикующий психолог или психотерапевт скажет Вам истину, которая кажется любому здравомыслящему человеку просто бесспорной.
«Легче списать свою глупость, подлость и лень на кого-то (школу и родителей, бесов и дьявола, судьбу и утренний гороскоп, услышанной по радио и т.д.), чем работать над собой!»

Странно, если это относятся относится к практически любому отдельно взятому человеку, то почему этот принцип совсем не учитывается в бизнесе? Ведь бизнес, это тоже… отношения между людьми.

Сейчас я хотел бы высказать свои мысли о бизнес консультантах «со стороны», которых нанимают «для оздоровления бизнеса».

Начну с авторитетов…

«… фирма CSC Index из Кэмбриджа, Массачусетс, провела совместно с Американской ассоциацией управления опрос 376 генеральных директоров крупнейших американских корпораций.. Выяснилось, что примерно половина всех выполненных технологических проектов не оправдала ожиданий руководителей. В анонимном же опросе, более 80% процентов руководителей признали, что консультанты «не оправдали их ожиданий», т.е. признались, что просто выкинули деньги, которые могли бы быть направлены на производство собственных товаров, услуг, исследований.» Д. Траут.

И это притом, что рынок консультационных услуг для бизнеса (только в США) давно превысил цифру в 50 миллиардов долларов.

За что люди отдают эти 50 миллиардов, если «более 80% процентов руководителей признали, что консультанты «не оправдали их ожиданий».


А вот зачем.

В двух словах. Спросить у кого-то, а потом сказать, что вот, советчик ентот и виноват.

Почему ? Ведь своя голова на плечах должна быть или нет?

Причём, я совсем не против консультантов, которые учат сотрудников, как эффективнее управлять временем или профессиональные тренинги для повышения квалификации персонала. Боже упаси! Совсем наоборот, такие тренинги не просто нужны, а жизненно необходимы.

Я сейчас о другом. О консультировании руководителей бизнеса по вопросу «куда и как» идти их бизнесу. Консультации по «прокладыванию своего пути» фирме (организации) в современном, так быстро меняющемся мире.

А давайте вкрадце рассмотрим, как работает современный руководитель.

Руководитель определяет бизнес-стратегию фирмы. Потом проводит эту бизнес-стратегию фирмы в жизнь через препятствия:
• внешние, в виде рыночных игроков (конкурентов, проверяющие и регулирующие организации, поставщиков и клиентов). Как реальных и потенциальных, которые, возможно, подключаться к игре только в будущем. А кто сможет точно спрогнозировать будущее?
• внутренние — через решение внутренних проблем фирмы с помощью менеджеров.

Посмотрим, как могут консультанты помочь…

Разработка бизнес-стратегии. Конечно, консультантов здесь можно… вежливо послушать, И даже взять кое-какие мысли на заметку. Но вот такая информация к размышлению. Подумайте, а если енти… консультанты так разбираются в Вашем бизнесе, почему они сами не делают деньги на этом деле. Ну, по которому они консультируют.

Внешние препятствия. Конкурентов ещё можно как-то просчитать, и то, только из близко прилегающих рыночных ниш, А кто спрогнозирует развитие сознания потребителей, сумма денег у которых всегда ограничена. Как можно просчитать политику регулирующих органов, если в результате выборов придут политики с совершенно иным виденьем «своей миссии» чем за все предыдущие времена. Да и вообще, мир меняется слишком быстро. И всегда не в ту сторону, которую хотелось…

Внутренние препятствия. В основном эти препятствия генерирует внутрикорпоративная культура, неписанные правила отношения людей внутри фирмы.
А может ли консультант, даже если он гуру семи пядей во лбе, изменить отношения, принятые в отдельно взятой фирме? Ответ тоже очевиден. Нет! А ведь именно эта культура и определяет стратегию в бизнесе всегда и тактику почти всегда. Т.е, тактические, мелкие улучшения с помощью консультантов ещё можно как-то, через пень-колоду внедрить. А если ошибка стратегическая? Ну, бизнес движется не в ту сторону?

А, ещё один очень интересный вопрос. Когда приглашают консультантов? Правильно, когда у фирмы большие, очень большие или огромные трудности. Неразрешимые проблемы. И решать их нужно быстро. Кто даст консультантам, практически «людям со стороны» такие полномочия?

Во-первых, может быть «снижение оборотов» в вашем бизнесе просто… естественно. Вы знаете хоть один бизнес, работающий стабильно из квартала в квартал в течении длительного времени?

Во-вторых, единственный способ избежать больших (огромных, неразрешимых) проблем — задушить плохие решения в зародыше, а не ждать, когда они расцветут махровым цветом. Как и конкурентов, кстати, но это так, к слову! Но ведь для этого нужно… работать долго, нудно и… неблагодарно! Наёмный менеджер, даже с приставкой «топ» иногда просто физически не способен на такое, зная, что завтра, если его «вышвырнут», результатами его труда воспользуется другой. Нанять консультантов «со стороны» проще и привычнее!

Большинство консультантов, и фирм, и частных лиц сделают всё, чтобы «улучшения » появились ещё во время, определенное по контракту, а дальше, получив свои денежки, они просто умоют руки, даже если от их рекомендаций бизнес просто разориться.

Единственно верное, как мне кажется, решение — сделать консультантами всех, кроме… самих консультантов. Конкурентов, поставщиков, низшие уровни своего бизнеса и т.д. Фантазия руководителя ничем и никем не должна здесь ограничиваться.

Вспомним, например, Сэма Уолтона (того самого, который создал Wal-Mart, крупнейшую сеть универмагов в США), поддерживал контакт с рынком тем, что регулярно отправлялся инкогнито на разбитом пикапе к служебным входам универмагов Wal-Mart и трепался там с грузчиками.
Ну, а потом топ-менеджеры слишком погрязли в «статусе руководителя», у них просто не было времени болтать с рабочими… Ясно, что время руководителя такого уровня стоит… Так вот, проблемы у Wal-Mart начались именно тогда, тогда Сэм Уолтон ушел в отставку, а пришедшее за ним руководство не тратило «драгоценное время на всякую ерунду».

И ещё один аспект, чисто человеческий. Разве руководитель признается, что он вёл фирму не в том направлении, когда на это указывают «люди со стороны»? Да ни в жизнь! Он просто постарается доказать, что «эти засранцы просто ошиблись», даже если это не так! И бизнес просто умрёт быстрее, чем если бы всё шло «естественным путём».

Кстати, я совсем не против, учиться у истинных мастеров своего дела, но любой бизнес предусматривает ответственность, ответ за свои действия. А какова ответственность у консультанта… Если он получает процент с прибыли, полученных в результате его консультаций, да, это настоящий консультационный бизнес. Если же консультант работает почасово или его оплата слабо (или никак ) не зависит от результатов внедрения его «консультаций», смело отказывайтесь, какие бы аргументы ни приводил такой «консультант» и как бы круто не звучало его имя или имя консультационной фирмы.

Правда заключается в том, что большинство аналитиков, даже из громких и «очень респектабельных» консультационных фирм не очень-то разбираются, как строить конкретный бизнес. Они просто используют набор технологий, которые когда-либо вроде бы помогли кому-то. И даже предоставят Вам контактные данные «довольных клиентов». Мол вот , сами позвоните и узнайте. И тут вылезает ещё одна правда, какой дурак из «довольных клиентов» признает, что его просто «лоханули» и он (большой, взрослый дядя супер-ультра-мега-профи топ-менеджер) просто подарил энную сумму проходимцам, которые смогли его облапошить? Вы верите в это? Тогда Вам просто не место в руководстве бизнесом. Любым.

Вспомните, о чем я писал выше — более 80% глав суперкорпораций только в анонимном опросе признали, что деньги, потраченные на консультантов были выброшены на ветер или «не дали нужного результата».

А нужен ли Вам «ненужный» результат?

Подумайте перед тем, как приглашать консультантов.

Ведите бизнес, как войну, где ставка — это не деньги, а Ваша жизнь.

Простые и нестандартные (а бывают ли нестандартными рекомендации консультантов?) решения практически всегда выигрывают!

Автор: Груздев Михаил.
http://rich-smeet.blogspot.com/

Чтобы получать новую информацию первыми, подпишитесь на обновления по RSS.

Если Вам понравилась статья, прошу разместить её на своём сайте или блоге, сохранив авторский блок с активной ссылкой. Или просто послать ссылку на эту статью по Аське или электронной почте друзьям и знакомым.

Если Вам есть что сказать по данной теме - пишите
Mailto: smeet007@bk.ru

И ещё предлагаю ознакомиться с интересной информацией по темам



2 комментария:

Катя Стоцкая комментирует...

Присоединяюсь к Вашей точке зрения, Михаил! Однако недавно я познакомилась со счастливым исключением из этого правила. На днях мы вернулись из Израиля, где с нашей компанией работал бизнес-консультант Александр Сорокоумов, талантливый коуч из Минска. Он не учит, как правильно поступать, и не дает готовых рецептов. Группа доходит до решения сама, а он выступает в роли модератора. Несмотря на то, что в нашей компании (Neways)нет начальников и подчиненных, а есть владельцы бизнеса и независимые дистрибьюторы, которые также являются владельцами собственных бизнесов, за 4 короткие сессии нам удалось разрешить множество противоречий, пересмотреть позиционирование компании на рынке и сформировать команду единомышленников.
Александр Сорокоумов написал две прекрасные книги "Стратегии успеха в эпоху перемен" и "Трансформация бизнеса", которые уже стали раритетами http://www.sorokoumoff.com/. Очень рекомендую обратить внимание на эту незаурядную личность.

разработка web разработка комментирует...

разработка программ разработка сайтов http://web-miheeff.ru разработка программ


Ребята, если уж вы дошли до сюда, признайтесь, откуда пришли и каких материалов ждете.


Всё-таки очень хочется обратной связи с читателями.

Оставьте комментарии и пишите мне лично.

Mailto smeet007(at)bk.ru

С уважением к вашему терпению и любознательности,

Груздев Михаил.